Принято Педагогическим советом Протокол №1 от 2024г. Утверждено приказом заведующего МБДОУ «Бейский д/с «Родничок» от 2024г. ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 – 7 ЛЕТ) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Бейский детский сад «Родничок» с. Бея 2024г. Содержание: 1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.4.1. 1.4.2. 1.4. 1.5. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 3.1. 3.2 3.3. 3.3.1 3.3.2 Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи программы Учебный план на 2024-2025учебный год Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Краткая информация об образовательной организации Возрастные особенности детей Планируемые результаты освоения детьми Программы Способы оценки достижения планируемых результатов Содержательный раздел Методы, формы организации образовательной деятельности Механизм реализации Программы Взаимодействие с родительской общественностью и социальными партнерами Организационный раздел Календарный учебный график Охрана жизни и здоровья воспитанников Организационно – педагогические условия Кадровое обеспечение программы Материально-техническое обеспечение Программы Список литературы 2 3 3 4 5 6 6 6 10 11 12 12 12 13 13 14 15 15 15 16 16 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования дошкольников 3-7лет МБДОУ «Бейский детский сад «Родничок» (далее - Программа) обеспечивает всестороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям— физкультурно-оздоровительному, познавательно-речевому, социально-личностному и художественно-эстетическому. Программа направлена на удовлетворение образовательных потребностей и интересов воспитанников, (в том числе воспитанников с ОВЗ и детейинвалидов) не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами Федеральных государственных образовательных стандартов. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.); Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018г.№196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от17октября2013г.N1155 (с изменениями и дополнениями.); Санитарными правилами СП (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28); Санитарными правилами и нормами СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г.№ 2); Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Бейский детский сад «Родничок» на 2024-2025гг.; Уставом МБДОУ «Бейский детский сад «Родничок» Реализация Программы дополнительного образования предоставляет обучающимся возможность самореализации. Кроме того, Программа направлена на удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в развитии их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству. Направленность дополнительной общеобразовательной программы: Художественно-эстетическая; физкультурно-оздоровительная; естественнонаучная, познавательно-речевое. Дополнительное образование детей целенаправленный процесс воспитания, развития личности обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, 3 оказание дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах воспитанника и его самореализации в дошкольном возрасте. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей в дошкольном возрасте увеличивает пространство, в котором они могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои индивидуальные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую в этом возрасте остаются невостребованными. В дополнительном образовании ребенок дошкольного возраста может не бояться неудач. 1.2. Цели и задачи программы Цель: формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, обеспечение условий, способствующих разностороннему развитию дошкольников. Задачи: Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом. Формировать и развивать творческие способности воспитанников. Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять здоровье воспитанников. Способствовать духовно - нравственному, гражданско-патриотическому воспитанию детей. Выявлять, развивать и поддерживать детей, проявляющих выдающиеся способности. Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста. Создание равных возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки талантливым и одаренным детям. Программа дополнительного образования реализуется по интересам в детских объединениях (кружках), сформированных из числа детей, посещающих одну группу. Кружки в ДОУ выполняют несколько функций: образовательную – воспитанники имеют возможность удовлетворить свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений и навыков в интересующих видах деятельности; социально-адаптивную – позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», самоутвердиться; коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, организованный в рамках дополнительного образования, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности детей; воспитательную – содержание работы оказывать значительное влияние на развитие личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной 4 ответственности, коллективизма, патриотизма. Для успешной реализации Программы дополнительного образования необходимо создание следующих условий: свободный выбор детьми деятельности; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям; свобода выбора ребенком и родителем модуля по желанию из числа предложенных педагогами для каждой конкретной группы; мониторинг индивидуального развития детей. 1.3. Учебный план на 2024-2025 учебный год Деятельность по дополнительному образованию проводится в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" для каждой последующей возрастной группы в отведенное время во 2-ую половину дня, не нарушая отведенного времени на прогулку и дневной сон. -младшая группа (3-4года) – один раз в неделю, продолжительностью не более 15 мин; -средняя группа (4-5 лет) – не чаще двух раз в неделю, продолжительностью не более 20 мин; -старшая группа (5-6 лет) – не чаще двух раз в неделю, продолжительностью не более 25мин; -подготовительная к школе группа (6-7 лет) – не чаще двух раз в неделю, продолжительностью не более 30 мин . Направление Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в месяч Кол-во занятий в год Старшая группа - 25 минут 1 4 34 Продолж ительност ьв минутах Форма аттестации контроля Участие в «Золотой ключик» 20 конкурсах, (театральная выступления деятельность) Художественноэстетическое Старшая группа - 25 минут – подготовительная группа – 30 минут Участие в «Бумажный городок» 1 4 34 25-30 конкурсах, Художественновыставки эстетическое Отчетная «Здоровишка» 1 4 34 25-30 спартакиада, Физкультурноучастие в оздоровительное спортивных соревнованиях Подготовительная к школе группа - 30 минут Участие в «Голосок» 1 4 34 30 мероприятиях, Художественноотчетный эстетическое концерт 5 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. 1.4.1.Краткая информация об образовательной организации Все дополнительные образовательные услуги в МБДОУ «Бейский детский сад «Родничок» оказываются бесплатно. Руководителями кружков являются педагоги ДОУ (воспитатели, специалисты). Группы детей, формируются педагогами в начале учебного года. Прием воспитанников на обучение осуществляется на основе свободного выбора детьми любого направления, родителями (законными представителями) из числа предложенных педагогами для каждой конкретно возрастной группы. ДОУ взаимодействует с другими образовательными организациями и учреждениями культуры, сотрудничество и взаимодействие с которыми, может разнообразить формы образовательной деятельности: Центр детского творчества (участие в районных конкурсах); Районный дом культуры (участие в районных конкурсах, мероприятиях). 1.4.2.Возрастные особенности детей (средняя группа) 4-5лет В игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. Восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого 6 наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации. (старшая группа) 5-6лет Дети шестого года жизни могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированными, пропорциональным. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять 7 основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: От природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); От художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) ит.д. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные 8 представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я». (подготовительная группа) 6-7лет Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который невсегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупательшофер и т. п.. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игрытребует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают: технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д.. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности непросто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степениограничиваются нагляднымипризнакамиситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать 9 снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 1.5.Планируемые результаты освоения детьми Программы Художественно - эстетическое направление: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; развитие воображения и творческих способностей детей; реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Социально-гуманитарное направление: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование основ нравственно-патриотических чувств; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Познавательно-речевое направление: владение речью, как средством общения и культуры; развитие связной речи, звуковой и интонационной культуры речи; коррекция нарушений речевого развития; использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности. Естественнонаучное направление: развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие познавательно-исследовательской деятельности; расширение представлений о мире природы; формирование первичных представлений о планете Земля, как общем доме людей, о мире природы. Физкультурно-оздоровительное направление: развитие физических качеств; сохранение и укрепление здоровья детей; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; формирование начальных представлений и становления ценности здорового образа жизни; развитие навыков двигательной активности. Планируемые итоговые результаты по освоению дополнительной образовательной программы представляют собой модель выпускника ДОУ 10 Модель выпускника детского сада ориентирована на ребенка: Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками дошкольник. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, эмоциональный и отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. Имеет представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. Способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстником, в зависимости от ситуации; способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, больнице, и т.д.); способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Результатом подготовленности воспитанников групп по дополнительному образованию является факт успешного освоения дополнительной образовательной программы ДОУ. 1.6. Способы оценки достижения планируемых результатов (формы аттестации) Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. В соответствии с современными тенденциями, связанными с изменением понимания оценки качества образования, ДОУ смещает акцент с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей. Содержание диагностики педагоги определяют самостоятельно в соответствии с 11 поставленными задачами. Аттестация проводится в форме: опросов, игр, выставок детских работ, отчетных концертов, спартакиад, участий в соревнованиях. 2. Содержательный раздел 2.1. Методы, формы организации образовательной деятельности Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении нового материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью приемов: беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, инструкция, демонстрация опыта; Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога. Частично-поисковый или эвристический метод - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельному решению проблемы (опыты, экспериментирование, самостоятельные творческие работы). Методы воспитания- методы стимулирования и мотивации: создание мотивации успеха. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя материальное поощрение (в форме призов), моральное (словесное, вручение грамот, дипломов). Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества образовательного процесса и эффективному освоению воспитанниками программы. При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения: практические занятия, творческая мастерская, экскурсии, конкурсы, выставки, концерты, спортивные соревнования, спартакиады, коллекционирование, презентации., деловые игры, проекты, посиделки, викторины, сюжетно-ролевые игры. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность, которая с позиций личностно-ориентированного взаимодействия всегда является партнёрской. В совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое - сам способ её организации: для ребёнка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи; для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. Задачам совместной деятельности взрослого с детьми соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идёт равноправный поиск субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др. Название объединения, цель, задачи, содержание, календарно-тематический план, виды и формы организации деятельности, критерии оценки индивидуального развития детей, список методической литературы, возрастной состав детей педагоги разрабатывают и определяют самостоятельно, согласно цели и задач, направлений дополнительного образования (фиксируется в дополнительной общеразвивающей программе руководителем кружка). 2.2. Механизм реализации Программы Занятия по дополнительным общеразвивающим программам различной направленности (художественной, познавательно-речевой, естественнонаучной, физкультурно-спортивной). (Рабочие программы - приложение № 1, приложение № 2, приложение № 3, приложение № 4, приложение № 5) 12 2.3. Взаимодействие с родителями и социальными партнерами При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент ставится на воспитание субъектной позиции родителей, формирование их воспитательной компетентности. В этом контексте задача ДОУ сводится не к замещению семьи, а к обогащению ее теми практиками воспитания, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования. Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в рамках организации дополнительного образования: Приобщение родителей к заочному участию в педагогическом процессе; совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию; педагогические беседы с родителями; тематические консультации (по запросам родителей); собрания, круглые столы с родителями с применением дистанционных технологий. Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей выполняет следующие функции: воспитательно - развивающая - привлечение родителей для активного участия в воспитательно-образовательном процессе; просветительская-совместный поиск психолого-педагогических методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им навыков и умений; коммуникативная-обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей; охранно-оздоровительная–создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни. Ведущие методы организации взаимодействия: методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, личный пример взрослых; методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций; методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение; методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности. Использование активизирующих методов и приемов: метод групповой дискуссии, повышающий психолого-педагогическую грамотность родителей; метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагогродитель»; метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций; метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе. 3. Организационный раздел Группы детей формируются педагогами с предоставлением ребёнку и родителям (законным представителям) права свободного выбора деятельности из предложенных для каждой конкретно возрастной группы. 13 Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам организуют с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, согласно заключениям ПМПК. Занятия для данной категории детей могут быть организованы совместно с другими воспитанниками, в отдельных группах или индивидуально. При необходимости содержание дополнительных общеразвивающих программ руководитель кружка адаптирует для обучения указанных воспитанников. Состав объединений (кружков) комплектуется в сентябре. Наполняемость зависит от особенностей детей, целей, задачи специфики предстоящей деятельности (может составлять от 10 до 15 человек). Каждый воспитанник имеет право заниматься в нескольких объединениях (кружках). МБДОУ организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в соответствии с учебным планом МБДОУ, календарно-тематическими планами в объединениях (кружках) по интересам, сформированных в группы воспитанников одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Занятия в объединениях (кружках) могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (кружка). Образовательный процесс с детьми организуется во второй половине дня,1 раз в неделю. 3.1.Календарный учебный график Продолжительность учебного года Сроки реализации с 01.09.2022г.-31.05.2023г. Программы дополнительного образования Недельная образовательная нагрузка Продолжительность занятий Начало учебного года: 01.09.2024г. Окончание учебного года: 31.05.2025г. 34 недели Не более одного раза в неделю 2младшаягруппа – не более15минут; Средняя группа – не более20минут; Старшая группа – не более25минут; Подготовительная группа – не более30минут Организация диагностики Педагогическая диагностика индивидуального развития детей Вводная – сентябрь; Итоговая – май. Сроки проведения каникул Осенние каникулы 28.10.2024г. – 04.11.2024г. Зимние каникулы: 29.12.2024г.–08.01.2025г. Весенние каникулы: 27.03.2025г.-31.03.2025 Летний оздоровительный период: 01.06.2025г.-31.08.2025г. 14 Работа объединений (кружков) проводится при соблюдении необходимых санитарногигиенических, противоэпидемических условий, соблюдении правил пожарной безопасности, кадрового обеспечения, необходимых программно-методических материалов. 3.2. Охрана жизни и здоровья воспитанников Техника безопасности на занятиях. Занятия проводятся в регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещениях и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Педагог постоянно знакомит воспитанников с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, красками, глиной и другими материалами. Регулярно в ходе занятий проводятся физминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы воспитанников, мышечной системы, а также упражнения на релаксацию. Сохранить здоровье ребенка на занятии может только педагог, так как именно он задает психофизические условия функционирования организма в процессе занятия. Содержание деятельности ребенка на занятии должно соответствовать доминирующей возрастной мотивизации. Для этого необходимо: использовать все возможности удовлетворения потребности в движении. Предпочтение отдается произвольным, плавным движениям в умеренном темпе; удовлетворить потребность в игровой деятельности; удовлетворить потребность познавать, исследовать; удовлетворить потребность в общении; удовлетворить потребность мечтать, фантазировать; удовлетворить потребность творить, создавать; преобразовать желание разрушать, подавлять и властвовать в умение лидировать и самореализоваться. 3.3.Организационно- педагогические условия Воспитательно-образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей. Темы образовательной деятельности, формы организации, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала варьируются педагогами в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года и других факторов. Педагоги в течение года ориентируются на ребёнка, его интересы и актуальные потребности, поэтому могут формировать содержание обучения по ходу образовательной деятельности, работы на год. Последовательность тем может определяться педагогом совместно с детьми. Решение задач развития детей зависит от сложившейся образовательной ситуации, интересов отдельного ребёнка или группы детей. 3.3.1. Кадровое обеспечение программы Реализовывать программу могут педагоги МБДОУ, имеющие среднее профессиональное или высшее педагогическое образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанных в Едином квалификационном справочнике должностей, (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г.№761н), либо прошедшие профессиональную переподготовку в области «Образование и педагогические науки», и обладающие компетентностью в преподаваемой области и соответствующие требованиям Профессионального стандарта, мотивированные на непрерывное повышение квалификации, инновационное поведение. 15 3.3.2. Материально-техническое обеспечение Программы Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания благоприятного психологического климата для каждого воспитанника и реализации образовательного потенциала, в МБДОУ создана развивающая предметнопространственная среда. Технические средства Наглядные пособия Материалы для деятельности музыкальный центр, проектор, экран, телевизор, компьютер, ноутбук. Художественная литература, плакаты, наборы наглядно-демонстрационных материалов, иллюстрации, дидактические игры, методические пособия Музыкальные инструменты, игрушки, материалы для творчества, природные материалы, бумага, картон, цветные карандаши, краски и т.д. Список литературы 1. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г 2. Алябьева Е.А. «Развитие логического мышления и речи детей» 5-8лет.М.,2007. 3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика–Синтез,2010. 4. БондаренкоЕ.А.Играя,развиваеммышление.–М.:ЗАО«БАО-ПРЕСС»,2005 5. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках«, «Детство - пресс», 2003 6. Киселева М.В. арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. 7. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001. 8. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. Методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с. 9. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах программы художественного образования в детском саду «Цветные ладошки». М.: Издательство дом «Цветной мир», 2013. -144 с. 10. Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: ДетствоПРЕСС,2001. 11. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Учитель», 2013. – 144 с. 12. Мячина Л.К. Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010. 13. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2007. 14. ТугушеваГ. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего истаршего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс,2008. 15. ХарченкоТ.Е., Организация двигательной деятельности детей в детском саду. ДЕТСТВО ПРЕСС, СПб.,2010г. 16.ЧистяковаМ.И.Психогимнастика.-М.:Просвещение, 1990. 16 17