Рабочая программа руководителя физической культуры на 2024-2025г.г. (1)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Бейский детский сад «Родничок»

УТВЕРЖДАЮ: Заведующая
МБДОУ «Бейский детский сад
«Родничок»
_________И.Н. Чекурина
Приказ № 9 от 28.08.2024 г.

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
МБДОУ «Бейский детский сад
«Родничок»
Протокол № 1 от 28.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
(1-7 лет)
2024 – 2025 гг.

Программа составлена
Моргачевой М.Н.,
инструктором по
физической культуре

с. Бея
2024г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………….
1.2. Цели и задачи……………………………………………………………………….
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса……………..
1.4. Возрастные особенности детей……………………………………………………
1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………
1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов………….
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной области по освоению детьми образовательной
области «Физическое развитие»……………………………………………………….
2.2. Описание форм, способов, средств и методов реализации Программы……….
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников………………………………………
2.4. Взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами……
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Структура занятий по физической культуре……………………………………..
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды………………
3.3. Материально-техническое обеспечение ………………………………………….
3.4. Режим двигательной активности………………………………………………….
Перечень программно-методического обеспечения образовательной области
«Физическое развитие»…………………………………………………………………

3
3
4
5
8
10
-

2

14
16
17
18
19
20
21
22
22

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья
детей. Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса
факторов: биологических, экологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на
состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет
двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает
благоприятное воздействие на формирование организма. При недостатке ее возникает целый ряд
негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов,
регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся
внешним условиям. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку,
воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство
коллективизма.
Проблема повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста,
особо остро обозначившаяся в последнее время в связи с ухудшающимся здоровьем детей,
требует от исследователей и специалистов по физической культуре своего скорейшего
разрешения.
Если 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о
целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий,
способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а
также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование
их функциональных возможностей.
В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или
компьютера. Поэтому наблюдается снижение двигательной активности у детей, что отрицательно
влияет на здоровье.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного
оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка,
развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с ФГОС дошкольного
образования, Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП
ДО) и с учетом основной образовательной программой муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Бейский детский сад «Родничок» (Программа).
1.2. Цели и задачи
Цель Программы – разностороннее физическое развитие ребёнка в период дошкольного детства
с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
- приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности, развитие
психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость), координационных
способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
- формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в
пространстве;
- овладение основными движениями (бросание, метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
- обучение строевым, общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям,
подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол,
хоккей, бадминтон, кегли и др.);
- воспитание патриотизма, гражданской идентичности и нравственно-волевых качеств (воля,
смелость, выдержка и др.);
- воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся достижения
российских спортсменов;
3

- приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений о
здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в разных видах
двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального
благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма,
интеллектуальных способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и
ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и
укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Принцип учёта ведущей деятельности: программа реализуется в контексте всех перечисленных в
стандарте видов детской деятельности, с акцентом на ведущую деятельность для каждого
возрастного периода – от непосредственного эмоционального общения со взрослым до
предметной (предметно - манипулятивной) и игровой деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей: программа учитывает
возрастные характеристики развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста,
предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных траекторий развития и
образования детей с особыми возможностями, способностями, потребностями и интересами;
- принцип амплификации детского развития как направленного процесса обогащения и
развертывания содержания видов детской деятельности, а также общения детей с взрослыми и
сверстниками, соответствующего возрастным задачам дошкольного возраста;
- принцип интеграции и единства обучения и воспитания:
- принцип преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного
детства и при переходе на уровень начального общего образования: программа реализует данный
принцип при построении содержания обучения и воспитания относительно уровня начального
школьного образования, а также при построении единого пространства развития ребенка
образовательной организации и семьи;
- принцип сотрудничества с семьей: реализация программы предусматривает оказание психологопедагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей
раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями
(законными представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребенка;
- принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному благополучию.
Основными подходами к формированию программы являются:
- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности,
- интегративный подход, ориентирующий на интеграцию процессов обучения, воспитания и
развития в целостный образовательный процесс в интересах развития ребенка;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных
средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного
процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее
развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
- cредовый подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней
среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
4

1.4. Возрастные особенности детей
1-2 года
На втором году жизни в детском организме происходят значительные изменения. Начинается
наиболее интенсивное развитие зрения, моторики движений и осязания. На развитие основных
движений ребёнка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище,
большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя
остановиться, обойти препятствие. Несовершенная осанка. Вследствие недостаточного развития
мышечной системы ребёнку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с
мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная
активность. Нагрузки при физическом развитии детей старше 1 года должны строго
соответствовать уровню развития жизненно важных органов. При проведении физических занятий
надо, чтобы ребенок понимал обращенные к нему слова, правильно выполнял все движения и не
задерживал дыхание. С этого возраста можно разрешать ребенку принимать недолгие солнечные
ванны и купаться в открытых водоемах. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
Для того чтобы помочь малышу освоить ходьбу, нужно учить его ходить по ограниченной
поверхности (узкой дорожке), почаще гулять по пересеченной местности, так как это труднее, чем
передвигаться по комнате. Идеально подходит для освоения лазания горка. Здесь два
удовольствия в одном — залезть и скатиться с горки вниз.
Не менее любимым занятием для малыша является «верховая езда». Для этого подходят и
стульчик, и велосипед. Эти предметы должны быть устойчивы. Учитывая особенности
физического развития детей, нужно обеспечить безопасность малышей. Например, во время
активных игр вокруг разложить подушки, чтобы неизбежные в первое время падения не имели
серьезных последствий в виде травм.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо определить ряд задач развития движений детей
второго года жизни:
·
создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;
·
содействовать развитию основных движений;
·
учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения
рук;
·
влезать на стремянку и слезать с неё, подлезать, перелезать;
·
отталкивать предметы при бросании и катании
·
выполнять движения совместно с другими детьми.
2-3 года
Третий год жизни - важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но
организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат
развит еще сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто
непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное
торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и
амплитуду движений.
К двум годам ребенок овладел уже основными общими движениями - он умеет ходить, начинает
бегать, много лазает. Но все эти движения еще очень несовершенны, неловки, неточны.
Постепенно на протяжении третьего года жизни идет дальнейшее совершенствование общих
движений, ходьба становится более равномерной, постепенно исчезают лишние движения.
Совершенствуются также и движения рук. Ребенок может ловить мяч, бросать его вверх, может
попасть им в цель, если она недалеко и достаточных размеров (например, бросить мяч в стоящую
корзину, попасть снежком в дерево и т. д.), перекинуть мяч через невысокую сетку, катать
широкий обруч.
Но, несмотря на большие достижения, движения ребенка и на третьем году жизни еще
недостаточно точны, координированы. Например, бегая, он не отрывает обе ноги от земли - это
скорее ускоренная ходьба.
5

Необходимо также знать, что скелет трехлетнего ребенка, в частности его позвоночник, находится
еще в стадии окостенения, кости и суставы легко подвергаются деформации, даже под влиянием
тяжести собственного тела при длительном стоянии, ходьбе или даже сидении. Поэтому долго
стоять, сидеть, ходить вредно ребенку.
Своевременное и правильное развитие движений и в этом возрасте имеет большое значение.
Упражнение в тех или иных движениях способствует в значительной степени нормальной
деятельности всех внутренних органов (улучшает кровообращение, дыхание, стимулирует рост
тела). У детей, которые много двигаются, бегают, лазают, более правильные пропорции тела, чем
у детей малоподвижных, проводящих большую часть времени преимущественно в сидячем
положении.
Разнообразные движения содействуют формированию таких положительных качеств, как
смелость, уверенность, настойчивость в преодолении препятствий. На третьем году жизни, т. е. в
том возрасте, когда происходит интенсивный рост и развитие всего организма, бедность
движений отрицательно влияет на все развитие ребенка. В частности, замедляется рост тела
(особенно рост ног), малоподвижный ребенок становится беспомощным, неуверенным, робким.
Поэтому необходимо позаботиться о правильном и своевременном развитии как общих движений
(ходьба, бег, лазание), так и движений рук.
Во время прогулки хорошо организовывать различные подвижные игры с детьми: догонялки,
игры в мяч и с различными игрушками на колесах, катание обруч», езду на трехколесном
велосипеде, лазание по специальным лесенкам, которые обычно имеются на детских площадках.
3-4 года
Рост детей четвертого года жизни находится во взаимосвязи с развитием основных видов
движений – прыжков, бега, метания, равновесия. Дети высокого роста бегают быстрее
сверстников, а невысокие ребята делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким
темпом передвижения. Способность к быстрому бегу определяется также индивидуальными
различиями, координационными возможностями, которые в данной возрастной группе еще не
велики.
Отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата излишний вес ребенка.
Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, сильный наклон головы вперед и
вниз) могут стать привычными и привести к нарушению осанки, что, в свою очередь,
отрицательно сказывается на функции кровообращения и дыхания.
Физические упражнения нужно подбирать так, чтобы нагрузка распределялась равномерно на все
части тела. При проведении упражнений общеразвивающего характера использовать различные
исходные положения – сидя, лежа, на спине, животе и т. д. При выполнении упражнений стоя, это
в основном стойка ноги на ширине стопы или плеч. Стойка «ноги вместе» неустойчива и
нецелесообразна, поэтому используется редко.
Утомляет ребенка и отрицательно сказывается на состоянии и развитии опорно-двигательного
аппарата длительное пребывание в статической позе. Если педагог перед выполнением
упражнения долго выравнивает детей, многословно объясняет задание, порой до 1–1,5 минут, это
снижает двигательную активность, отрицательно сказывается на осанке детей, их внимании,
выполнении упражнений. Продолжительность объяснений не должна превышать 20–25 секунд
(многое зависит от сложности задания, в этом случае надо перевести детей в положение сидя).
При обучении основным видам движений – равновесию и прыжкам, как правило, используют
поточный способ организации детей. В упражнениях с мячами (катание, перебрасывание,
бросание и ловля мяча) обычно используют фронтальный способ организации, что повышает
двигательную активность детей и увеличивает моторную плотность занятия в целом.
Ребенок 3–4 лет не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением.
Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. При выполнении упражнений
следует обращать внимание на момент выдоха, а не вдоха. Если во время бега или прыжков дети
начинают дышать через рот – это сигнал к тому, чтобы снизить дозировку выполняемых заданий.
Упражнения в беге длятся 15–20 секунд (с повторением). Для малышей полезны упражнения,
требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.
6

Сердечно-сосудистая система ребенка, по сравнению с органами дыхания, лучше приспособлена к
потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии
посильных нагрузок.
О реакции организма на физическую нагрузку судят по внешним признакам утомления:
отвлекаемость, общая слабость, одышка, побледнение или покраснение лица и нарушение
координации движений.
Вновь приобретенные умения и навыки могут быть реализованы не только на физкультурных
занятиях, но и в жизненно важной самостоятельной двигательной деятельности детей.
4-5 лет
В возрасте 4-5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и
функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий
год жизни ребенка.
При нормальной двигательной активности рост усиливается, а при гиподинамии ребенок может
иметь избыточный вес, но недостаточный для своего возраста рост.
Опорно-двигательный аппарат. Скелет дошкольника отличается гибкостью, так как процесс
окостенения еще не закончен. В связи с особенностями развития и строения скелета детям 4-5 лет
не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые
упражнения. Необходимо также постоянно следить за правильностью принимаемых детьми поз.
Материалы для игр с предметами желательно размещать так, чтобы дети не только занимали
удобные позы, но и чаще их меняли.
Продолжительное сохранение статичной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в
конечном итоге привести к нарушению осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением
определенной позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.
Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы,
потом мелкие. Поэтому следует дозировать нагрузку, в частности для мелких мышечных групп.
Вместе с тем следует по возможности развивать у детей мускулатуру предплечья и кисти: на
физкультурных занятиях использовать упражнения с мячами, кубиками, флажками; в быту учить
ребят пользоваться вилкой, застегивать мелкие пуговицы (но их не должно быть много); в играх
предлагать мелкие кубики, кегли, простейший конструктор.
Если у детей 2-3 лет преобладал брюшной тип дыхания, то к 5 годам он начинает заменяться
грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки.
В то же время строение легочной ткани еще не завершено. Носовые и легочные ходы у детей
сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие. У детей, находящихся в течение
дня в помещении, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится
тревожным сон. Все это — результат кислородного голодания, поэтому важно, чтобы сон, игры и
занятия проводились в теплое время года на воздухе.
Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В этом
возрасте ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная
мышца быстро утомляется. Важно не допускать утомления ребят, вовремя снижать нагрузку и
менять характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечной
мышцы восстанавливается.
5-6 лет
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура)
ребенка к пяти-шести годам еще не завершено.
Наибольшая вероятность травм возникает при выполнении упражнений, связанных с
уменьшением площади опоры - ходьба по скамейке, рейке, при спрыгивании, когда дети легко
теряют равновесие; в упражнениях с мячом - у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до
партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч
попадает не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные указания, напоминать, что
мяч нужно бросать в руки партнеру.
С этой целью на прогулке следует систематически проводить разнообразные варианты игровых
упражнений с мячом: «Попади в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей кеглю» и т. д.
7

Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная
мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе
тела, а также при неблагоприятных условиях (например, при частом поднятии тяжестей) осанка
ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков
образоваться грыжа. Поэтому во время выполнения детьми трудовых поручений взрослый должен
следить за посильностью физических нагрузок.
У детей 5-6 лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо
предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать
обувь большего, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания. Педагогу
следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и когда они
стоят.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. С
возрастом показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются. При
выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед
мальчиками.
Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи
период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи педагога
заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих воспитанников с учетом
проявляемой ими индивидуальности, предупреждении случаев гипердинамии и активизации тех,
кто предпочитает «сидячие» игры.
6-7 лет
Физическое развитие детей 6-7 лет характеризуется интенсивным ростом. Заканчивается
формирование костной системы физиологических изгибов позвоночника, свода стопы.
Поскольку скелет ребенка в большой степени состоит из хрящевой ткани, важно создать условия,
при которых можно максимально снизить неблагоприятные факторы, влияющие на осанку,
особенно тогда, когда ребенок пойдет в школу и будет много времени проводить за столом,
выполняя домашние задания.
Сердечно-сосудистая система меняется в сторону увеличения выносливости и повышения
работоспособности. Сердце шестилетнего ребенка близко по размерам и форме к сердцу
взрослого человека, что позволяет выдерживать более высокие нагрузки, чем у детей раннего
возраста. Пульс становится стабильнее и устойчивее.
Изменения физического развития в 6-7 лет касаются и мышечной системы. В 6-7 лет быстро
развивается мускулатура рук, движения становятся более четкими, совершенствуется их
координация. Ходьба отличается увеличением скорости и уверенности. Движения рук и ног
согласованы, осанка правильная. Также ребенок хорошо бегает - равномерно и достаточно
быстро. Ему удается выполнять прыжки на месте, с продвижением, поочередно на левой и правой
ноге, на двух ногах, в длину, в высоту. Хорошо владеет навыками метания. Физическое развитие
ребенка 6-7 лет позволяет ему удерживать равновесие и выполнять множество сложных
упражнений.
Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных
функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно
двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя
забывать, играют воспитание и обучение.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
От 1 до 2 лет
Планируемые результаты базируются на целевых ориентирах в раннем возрасте.
 У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений
(бег, лазанье, перешагивание и пр.).
 С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными
движениями.
8






Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет
играть рядом со сверстниками, не мешая им.
Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
Сформирована потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Сформированы начальные представления о здоровом образе жизни.

От 2 до 3 лет
К концу 3 года жизни, ребенок выполняет основные движения на доступном уровне, вместе со
взрослым и при помощи взрослого, уверенно ползает, лазает, ходит в заданном направлении,
перешагивает, подпрыгивает на месте и прыгает с продвижением вперед, в длину с места; вместе
со взрослым выполняет простые общеразвивающие упражнения, движения имитационного
характера, активно участвует в несложных подвижных играх, организованных взрослым,
проявляет положительные эмоции и интерес к разнообразным физическим упражнениям,
действиям с физкультурными пособиями (мячи, игрушки). При выполнении упражнений
реагирует на сигналы, взаимодействует с воспитателем и другими детьми. Стремится к
самостоятельности в двигательной деятельности и способен переносить в нее простые освоенные
движения, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям. Приучен к
закаливающим и гигиеническим процедурам, выполняет их регулярно.
От 3 до 4 лет.
К концу 4 года жизни, ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим
упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по
отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм. Легко находит свое место
при совместных построениях и в играх. При выполнении упражнений по показу взрослого
принимает исходное положение, демонстрирует большую, чем ранее координацию движений,
сохраняет равновесие при ходьбе, беге и прыжках на ограниченной площади опоры, имеет
лучшую, чем ранее, подвижность в суставах, реагирует на сигналы, переключается с одного
движения на другое. Более уверенно выполняет общеразвивающие упражнения, осваивает
музыкально-ритмические движения, выполняет двигательные задания, действует в общем для всех
темпе. С удовольствием участвует в подвижных играх, знает правила, стремится к выполнению
ведущих ролей в игре. Понимает необходимость соблюдения чистоты и гигиены для здоровья,
имеет сформированные полезные привычки.
От 4 до 5 лет.
К концу 5 лет жизни, ребенок проявляет двигательную активность, быстроту, силу, выносливость,
меткость, гибкость при выполнении физических упражнениях, демонстрирует координацию
движений, развитие глазомера, ориентируется в пространстве. Проявляет интерес к
разнообразным физическим упражнениям, настойчивость для достижения результата, стремится
выполнить движение до конца, соблюдает правила в подвижных играх, проявляет настойчивость,
упорство, стремление к победе, переносит освоенные упражнения в самостоятельную
двигательную деятельность. Знает об отдельных факторах, положительно и отрицательно
влияющих на здоровье, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при
недомогании.
От 5 до 6 лет.
В результате, к концу 6 года жизни, ребенок проявляет в двигательной деятельности
сформированные в соответствии с возрастом психофизические качества, проявляет творчество и
интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, инициативу,
самостоятельность, находчивость, волевые качества. Проявляет взаимопомощь, стремится к
личной и командной победе, демонстрирует ответственность перед командой, преодолевает
трудности.
Достаточно уверенно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения, способен
составить несложные комбинации из знакомых упражнений, демонстрировать сверстникам и
взрослым. Стремится осуществлять самоконтроль и дает оценку двигательным действия других
детей и своим. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать
9

знакомую подвижную игру. Знает способы укрепления здоровья и факторы, положительно и
отрицательно влияющие на здоровье. Имеет представления о некоторых видах спорта, туризме,
как форме активного отдыха, правилах гигиены, безопасного поведения в двигательной
деятельности, стремиться их соблюдать, может оказать посильную помощь больным близким,
стремиться заботиться о своем здоровье и здоровье других людей.
От 6 до 7 лет.
В результате, к концу 7 года жизни, ребенок результативно, уверенно, технически точно,
выразительно с достаточной амплитудой и усилием выполняет физические упражнения
(общеразвивающие упражнения, основные движения, спортивные упражнения), осваивает
элементы спортивных игр. Осуществляет самоконтроль, может дать оценку выполнения
упражнений другими детьми. Может придумать комбинации движений в общеразвивающих
упражнениях и подвижных играх, с удовольствием импровизирует. Активно и с желанием
участвует в подвижных играх, может их самостоятельно организовать и провести со сверстниками
и младшими детьми. Проявляет инициативу, находчивость, морально-нравственные и волевые
качества (смелость, честность, взаимовыручка, целеустремленность, упорство и др.).
Демонстрирует взаимопомощь, стремится к личной и командной победе, демонстрирует
ответственность перед командой, преодолевает трудности.
Осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности. Имеет начальные
представления о правилах здорового образа жизни, мерах укрепления здоровья и профилактики,
организме человека, некоторых видах спорта и спортивных достижениях, знает, как поддержать,
укрепить и сохранить здоровье, соблюдает правила безопасного поведения в двигательной
деятельности и во врем пеших туристских прогулок и экскурсий, владеет навыками личной
гигиены, может определить и описать свое самочувствие; заботливо относится к своему здоровью
и здоровью окружающих, стремиться оказать помощь и поддержку больным людям.
1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Оценивание качества образовательной деятельности по программе осуществляется в форме
педагогической диагностики.
1. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение
деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных
особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять
особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных
индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы,
своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной
деятельности.
2. Педагогическая диагностика развития детей проводится педагогом в произвольной форме на
основе наблюдения, свободных бесед с детьми, специальных диагностических ситуаций.
3. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых
педагог выстраивает взаимодействие с детьми, мотивирующую активную деятельность
обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной
Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
4. Педагогическая диагностика в ДОО проводится два раза в год (в начале и конце учебного года)
Методика организации мониторинга соответствует реализуемой образовательной программе.
Контрольные упражнения предлагаются в игровой и соревновательной форме. Результаты
заносятся в диагностическую таблицу.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми
навыками и умениями по образовательным областям:
 1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
 2 балла - ребенок выполняет параметры оценки с частичной помощью взрослого;
 3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Технология работы с таблицами включает 2 этапа.
10

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются «баллы» в каждой ячейке
указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку
(среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на
конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения
общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе
(среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций
(в группах компенсирующей направленности для подготовки к групповому медико-психологопедагогическому совещанию), а также для ведения учета обще-групповых промежуточных
результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении
педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет
своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно
осуществлять психолого-методичскую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития
можно считать средние значения по каждому ребенку или обще-групповому параметру развития
больше 2,6 баллов. Эти же параметры в интервале средних значений от 1,8 до 2,5 можно считать
показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения
менее 1,8 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а
также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру \
данной образовательной области. (Указанные интервалы средних значений носят
рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психологопедагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере
поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного
процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет
своевременно оптимизировать педагогический процесс
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в младшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных
ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения
уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто
в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут
повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок
длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного
параметра между педагогами, работающими с этой группой детей.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован
несколькими методами, с тем, чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная
ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных
образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.

11

Критерии оценивания
Младшая группа (1-3 года)
- Бросание, катание, ловля (прокатывание мяча друг другу, бросание мяча от груди, снизу, из-за
головы, ловля мяча и др.);
- Ползание, лазание (на животе, на четвереньках до погремушки, проползание под дугой и др.);
- Различные виды ходьбы (стайкой за педагогом, с перешагиванием, на носках, врассыпную и др.);
- Бег (стайкой за педагогом, между линиями 30-40см, за мячом, непрерывный бег в течение 20-3040с и др.);
- Прыжки (на двух ногах на месте 10-15 раз, в длину с места, вверх до предмета, выше поднятых
рук ребенка на 10-15см и др.);
- Упражнения в равновесии (ходьба по дорожке (20см), по гимнастической скамье,
перешагивание предметов и др.);
- Общеразвивающие упражнения (выполняет упражнения вместе с педагогом);
- Музыкально-ритмические упражнения (хлопки в ладоши под музыку, «пружинка», приставные
шаги вперед-назад и др.);
- Подвижные игры (самостоятельно подражает действиям персонажа, проявляет интерес к игре);
- Личная гигиена, закаливание.
Вторая младшая группа (3-4 года)
- Бросание, катание, ловля, метание (катание парами, бросок мешочка в цель, бросание и ловля
мяча в парах и др.);
- Ползание, лазание (по гимнастической скамье, на четвереньках под дугой и др.);
- Различные виды ходьбы (небольшими группами, друг за другом по ориентирам, на носках,
высоко поднимая колени, парами и др.);
- Бег (в течение 50-60с, быстрый бег 10-15м, медленный бег 120-150м и др.);
- Прыжки (на двух и одной ноге, с продвижением вперед, из обруча в обруч, в длину с места (не
менее 40см) и др.);
- Упражнения в равновесии (приставным шагом, по гимнастической скамье, по шнуру, на носках и
др.);
- Общеразвивающие упражнения (выполняет упражнения из разных положений с заданным
положением рук вместе с педагогом);
- Строевые упражнения (построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг по ориентирам, в
колонну по два и др.);
- Музыкально-ритмические упражнения (ходьба и бег под музыку по прямой и по кругу, держась
за руки и др.) ;
- Подвижные игры (соблюдает правила, действовать согласно сюжету игры и др.;
- Личная гигиена, закаливание.
Средняя группа (4-5 лет)
- Бросание, катание, ловля, метание (бросание и ловля мяча в паре, отбивание мяча правой и левой
рукой, метание в горизонт цель и др.);
- Ползание, лазание (на четвереньках «змейкой», по гимнастической скамье на животе, влезание
на гимнастическую стенку и спуск с нее и др.);
- Различные виды ходьбы (в колонне по одному, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы,
перешагивая предметы и др.);
- Бег (в колонне по одному, врассыпную, непрерывный бег 1-1,5 мин., медленный бег 150-200м,
бег на скорость 20 м и др.);
- Прыжки (на двух ногах на месте, вместе - врозь, с продвижением вперед, в длину с места,
спрыгивание со скамьи и др.);
- Упражнения в равновесии (ходьба по доске с перешагиванием через предметы, с мешочком на
голове и др.);
12

- Общеразвивающие упражнения (выполнение упражнений в разном темпе);
- Строевые упражнения (колонна по одному, по два, врассыпную, размыкание и смыкание и др.);
- Музыкально-ритмические упражнения (ритмична ходьба под музыку в разном темпе, топающим
шагом, прямым галопом и др.);
- Подвижные игры (ориентирование в пространстве, соблюдение правил, организация знакомых
игр и др.);
- Правила безопасного поведения в двигательной деятельности, соблюдение гигиены и др.
Старшая группа (5-6 лет)
- Бросание, катание, ловля, метание (перебрасывание и ловля мяча друг другу, отбивание мяча на
месте 10 раз, ведение мяча др.);
- Ползание, лазание (на четвереньках разными способами, под дугами, ползание по
гимнастической скамье, лазание по гимнастической стенки и др.);
- Различные виды ходьбы (на носках, на пятках, приставным шагом, мелким и широким шагом,
«змейкой» и др.);
- Бег (в колонне по одному, в парах, высоко поднимая колени, непрерывный бег 1,5-2 мин.,
быстрый бег 10м, челночный бег др.);
- Прыжки (ноги скрестно - врозь, на одной ноге, с продвижением вперед, перепрыгивание боком
предметы и др.);
- Упражнения в равновесии (ходьба по шнуру прямо и зигзагом, приставляя пятку одной ноги к
др., стойка на одной ноге на гимнастической скамье и др.);
- Общеразвивающие упражнения (выполняет упражнения из разнообразных положений, проявляет
инициативу, самостоятельность);
- Строевые упражнения (в колонну по одному, по двое, в шеренгу, в круг, повороты налево,
направо и др.);
- Спортивные упражнения (элементы баскетбола, футбола, бадминтона);
- Прыжки со скакалкой (прыжки на двух ногах через вращающуюся скакалку);
- Музыкально-ритмические упражнения (на носках, пружинящим, топающим шагом, различные
виды галопа и др.);
- Подвижные игры (соблюдает правила, ориентируется в пространстве, наращивает и удерживает
скорость, и др.);
- Личная гигиена, закаливание, имеет представление о разных видах спорта и др.
Подготовительная группа (6-7 лет)
- Бросание, катание, ловля, метание (перебрасывание мяча друг другу, метание в цель и вдаль,
ведение мяча между предметами и др.);
- Ползание, лазание (на четвереньках по гимнастической скамье вперед и назад, на животе и
спине, влезание на гимнастическую стенку и с пуск с нее и др.);
- Различные виды ходьбы (гимнастическим шагом, спиной вперед, приставными шагами назад, в
приседе, и др.);
- Бег (в колонне по одному, парами, тройками, в сочетании с прыжками, медленный бег до 2-3
минут, быстрый бег 20м, челночный бег и др.);
- Прыжки (подпрыгивания на двух ногах 30 раз, с поворотом кругом, подпрыгивание вверх из
глубокого приседа, через длинную скакалку и др.);
- Упражнения в равновесии (стойка на одной ноге, ходьба по гимнастической скамье с
перешагиванием палки, прыжки на одной ноге и др.);
- Общеразвивающие упражнения (выполняется упражнения из разных положений, в парах, с
разноименным движением рук и ног, проявляет инициативу, самостоятельность);
- Строевые упражнения (в колонну по одному и по два, в круг, в шеренгу, расчет на первыйвторой, повороты направо - налево и др.);
- Спортивные упражнения (элементы баскетбола, футбола, бадминтона, хоккея);
- Упражнения для развития и укрепления мышц спины, ног, брюшного пресса;
13

- Музыкально-ритмические упражнения (танцевальный шаг польки, переменный шаг, подскоки и
др.);
- Подвижные игры (умеет справедливо оценивать результаты, организует самостоятельно
подвижные игры, и др.);
- Личная гигиена, закаливание, элементарные навыки оказания первой помощи, правила
безопасности и др.).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1. Содержание образовательной области по освоению детьми образовательной области
«Физическое развитие»
От 1 лет до 2 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание,
катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребёнком;
- создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
- поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;
-привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к
самостоятельным действиям;
-укреплять здоровье ребёнка средствами физического воспитания, способствовать усвоению
культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.
Содержание образовательной деятельности (22.2.2. ФОП ДО)
От 2 лет до 3 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики:
основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки),
общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
- развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
- поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших
подгруппах;
- формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений,
совместным двигательным действиям;
- укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, формировать культурногигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни.
Содержание образовательной деятельности (22.3.2. ФОП ДО)
От 3 лет до 4 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт детей, используя упражнения основной гимнастики (строевые
упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе музыкально-ритмические
упражнения), спортивные упражнения, подвижные игры, помогая согласовывать свои действия с
действиями других детей, соблюдать правила в игре;
- развивать психофизические качества, ориентировку в пространстве, координацию, равновесие,
способность быстро реагировать на сигнал;
- формировать интерес и положительное отношение к занятиям физической культурой и
активному отдыху, воспитывать самостоятельность;
- укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, создавать условия для
формирования правильной осанки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в
двигательной деятельности;
14

- закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, формируя полезные
привычки, приобщая к здоровому образу жизни.
Содержание образовательной деятельности (22.4.2. ФОП ДО)
От 4 лет до 5 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт детей, способствуя техничному выполнению упражнений
основной гимнастики (строевые упражнения, основные движения, общеразвивающие, в том числе
музыкально-ритмические упражнения), создавать условия для освоения спортивных упражнений,
подвижных игр;
- формировать психофизические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость),
развивать координацию, меткость, ориентировку в пространстве;
- воспитывать волевые качества, самостоятельность, стремление соблюдать правила в подвижных
играх, проявлять самостоятельность при выполнении физических упражнений;
- продолжать формировать интерес и положительное отношение к физической культуре и
активному отдыху, формировать первичные представления об отдельных видах спорта;
- укреплять здоровье ребёнка, опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку,
повышать иммунитет средствами физического воспитания;
- формировать представления о факторах, влияющих на здоровье, воспитывать полезные
привычки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности.
Содержание образовательной деятельности (22.5.2. ФОП ДО)
От 5 лет до 6 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности,
развивая умения осознанно, технично, точно, активно выполнять упражнения основной
гимнастики, осваивать спортивные упражнения, элементы спортивных игр, элементарные
туристские навыки;
- развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику ориентировку в
пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать самоконтроль и самостоятельность,
проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в
подвижной игре, взаимодействовать в команде;
- воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и
спортивных играх, формах активного отдыха;
- продолжать развивать интерес к физической культуре, формировать представления о разных
видах спорта и достижениях российских спортсменов;
- укреплять здоровье ребёнка, формировать правильную осанку, укреплять опорно-двигательный
аппарат, повышать иммунитет средствами физического воспитания;
- расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих,
оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих,
осознанно соблюдать правила здорового образа жизни и безопасности в двигательной
деятельности и во время туристских прогулок и экскурсий.
Содержание образовательной деятельности ( 22.6.2. ФОП ДО)

От 6 лет до 7 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
15

- обогащать двигательный опыт детей с помощью упражнений основной гимнастики, развивать
умения технично, точно, осознанно, рационально и выразительно выполнять физические
упражнения, осваивать туристские навыки;
- развивать психофизические качества, точность, меткость, глазомер, мелкую моторику,
ориентировку в пространстве; самоконтроль, самостоятельность, творчество;
- поощрять соблюдение правил в подвижной игре, проявление инициативы и самостоятельности
при её организации, партнерское взаимодействие в команде;
- воспитывать патриотизм, нравственно-волевые качества и гражданскую идентичность в
двигательной деятельности и различных формах активного отдыха;
- формировать осознанную потребность в двигательной деятельности, поддерживать интерес к
физической культуре и спортивным достижениям России, расширять представления о разных
видах спорта;
- сохранять и укреплять здоровье детей средствами физического воспитания, расширять и
уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления,
туризме, как форме активного отдыха, физической культуре и спорте, спортивных событиях и
достижениях, правилах безопасного поведения в двигательной деятельности и при проведении
туристских прогулок и экскурсий;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к здоровью и человеческой жизни, развивать
стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей, оказывать помощь и
поддержку другим людям.
Содержание образовательной деятельности ( 22.7.2. ФОП ДО)
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Формы, способы, методы и средства реализации программы определены в соответствии с
задачами воспитания и обучения, возрастными индивидуальным и особенностями детей,
спецификой их образовательных потребностей и интересов.
Используемые формы реализации программы:
В раннем возрасте (1год-3года):
‒ситуативно - деловое общение со взрослыми эмоционально-практическое со сверстниками под
руководством взрослого;
‒двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые
подвижные игры);
‒игровая деятельность (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими
игрушками);
‒речевая (понимание речи взрослого, слушание и активная речь);
В дошкольном возрасте (3 года – 8 лет):
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная,
строительно-конструктивная,
подвижная и др.);
- тренировочная форма (повторение и закрепление определенного материала);
- форма занятия с использованием тренажеров (спортивная стенка, гимнастическая скамья, тропа
здоровья и т.п.);
- по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, полоса препятствий, скакалки).
- двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные
упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и др.);
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе
самостоятельных занятий физическими упражнениями: на утренней зарядке, физкультминутках и
подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном
возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников.
Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные
игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической
культурой.
16

Способы организации детей на занятии по физкультурной культуре:
- фронтальный способ. Все дети одновременно выполняют одно и то же упражнение. Применяется
при обучении детей ходьбе, бегу, в общеразвивающих упражнениях, в различных заданиях с
мячом;
- поточный способ. Дети, поточно друг за другом (с небольшим интервалом), передвигаются,
выполняя заданное упражнение (равновесие – ходьба по шнуру, гимнастической скамейке;
прыжки с продвижением вперед и т.д.). Этот способ позволяет педагогу корректировать действия
детей, устранять ошибки и главное – оказывать страховку в случае необходимости. Данный
способ широко используется для закрепления пройденного материала;
- групповой способ. Дети по указанию инструктора распределяются на группы, каждая группа
получает определенное задание и выполняет его. Одна группа занимается под руководством
педагога, другие занимаются самостоятельно или в парах (с мячом);
- индивидуальный способ. Применяется при объяснении нового программного материала, когда на
примере одного ребенка (наиболее подготовленного) дается показ и объяснение задания,
внимание детей обращается на правильность выполнения техники упражнения, на возможные
ошибки и неточности.
Для достижения задач воспитания в ходе реализации программы образования педагог может
использовать следующие методы:
- наглядные: наглядно-зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений,
использование наглядных пособий и спортивного оборудования, зрительные ориентиры);
тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);
- словесные: объяснения, пояснения, указания; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к
детям и поиск ответов;
- практические: выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
выполнение упражнений в игровой форме; выполнение упражнений в соревновательной форме;
самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной
игре;
- мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры,
соревнования, проектные методы);
Для развития каждого вида деятельности детей применяются следующие средства:
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и
др.);
- предметной (образные и реальные предметы и др.); игровой (игры, игрушки, игровое
оборудование и др.);
- музыкальной (детские музыкальные инструменты, и др.).
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в дошкольном возрасте
закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки для умственного,
нравственного и физического развития ребёнка.
Физкультурно – оздоровительная работа в дошкольной организации проводится в тесном
взаимодействии с семьями воспитанников, основная цель которого – вовлечение родителей в
образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей.
Взаимодействие инструктора ДОУ с семьями дошкольников актуальна в любое время. Сохранение
и укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Именно они обязаны привить
ему стремление к ЗОЖ.
Для того чтобы взаимодействие было эффективным, инструктор использует следующие формы
работы с семьёй:
- выступление на родительских собраниях;
- информационные стенды;
- индивидуальные консультации;
- дни открытых дверей;
17

- приглашение родителей на развлечения и спортивные праздники.
Но для того, чтобы родители не оставались лишь наблюдателями, а были активными участниками
образовательного процесса, инструктором регулярно проводятся досуги, развлечения, в которых
родители участвуют на ровне со своими детьми.
Использование такой формы взаимодействия с семьями дошкольников даёт возможность:
- взаимное доверие и уважение между инструктором и родителями;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в
вопросах физического воспитания;
- привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами;
- помочь родителям ближе узнать своего ребёнка;
Поэтому задача инструктора состоит в том, чтобы убедить родителей в важности физического
развития и приобщения ребёнка к ЗОЖ, осуществлять систематическое, разностороннее
педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в
приобретении практических навыков, а также распостронении положительного опыта семейного
воспитания детей.
2.4. Взаимодействие инструктора по физической культуре со специалистами
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от
взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического
коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит,
рассчитывать на положительные результаты своего труда.








Взаимодействие с медицинским персоналом
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только
при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного
учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагога и медицинского персонала.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности являются:
Физическое состояние детей посещающих детский сад. В начале года, после оценки физического
развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняем листы здоровья,
физического и двигательного развития детей.
Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Совместно с
медсестрой разрабатываются рекомендации к построению образовательной деятельности с
детьми, имеющими отклонения в развитии.
Предупреждение негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е.
рациональному чередованию нагрузки, соблюдению режима дня и двигательного режима.
Проведение 2 раза в год медико-педагогический контроля ООД по образовательной области
«Физическое развитие».
Взаимодействие с воспитателями
Инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным
вопросам физического развития детей.
Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения
физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и
основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка.
Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует
то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе.
Воспитатель является связующим звеном между инструктором и родителями (проводит с ними
беседы по рекомендациям инструктора, дает консультации, предлагает разнообразные домашние
задания, индивидуально для каждого ребенка). Вместе с воспитателями инструктор привлекает
родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в
укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности
18

можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи,
что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.
Взаимодействие инструктора по физической культуре с музыкальным руководителем
Музыка воздействует на эмоции детей; создает у них хорошее настроение; помогает активировать
умственную деятельность; способствует увеличению моторной плотности занятия, его
организации; освобождает инструктора или воспитателя от подсчета; привлекает внимание к
жестам, осанке, позе, мимике.
Инструктор по физической культуре совместно с музыкальным руководителем планирует,
составляет и проводит спортивно-музыкальные досуги и праздники. Украшают зал перед
проведением открытых мероприятий, изготавливают новые атрибуты.
Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогом-психологом
Дети дошкольного возраста часто нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы
методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и
инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы он мог использовать их в своей
повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и
проблемы.
Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет,
какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью,
вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.
Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической
работе.
Взаимодействие инструктора по физической культуре с учителем-логопедом
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической
культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической
работы. Совместная работа осуществляется в нескольких направлениях:
1. Развитие речевого дыхания. В физкультурные занятия в обязательном порядке включаются
упражнения, регулирующие физиологическое и речевое дыхание, сочетание речевого и неречевого
выдоха, а также длительность и плавность выдоха.
2. Развитие моторики: – Развитие общей моторики (использование речевых игр; речи,
сопряжённой с движениями и т. д.). – Развитие мелкой моторики (включение в занятия
статических и динамических упражнений для развития ручной и пальчиковой моторики).
3. Развитие артикуляционной и мимической моторики (как правило, осуществляется логопедом,
но в физкультурные занятия можно включать такие упражнения, как «Индюк», «Лошадка» и
другие подобные им упражнения в игровой форме, а также фрагменты мимической гимнастики). –
4. Развитие чувства ритма (упражнения, требующие выполнения движений в такт заданному
ритму и способствующие воспроизведению ритмического рисунка по памяти). В каждое своё
занятие инструктор по физической культуре включает те или иные упражнения, способствующие
максимально возможному выравниванию речевого и физического развития детей.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Структура занятий по физической культуре
В каждой возрастной группе физкультура проводится 2 раза в неделю. Различные формы и
методы проведения занятий способствуют закреплению двигательных умений и навыков,
воспитанию физических качеств, развитию координации движений, пространственной
ориентации и укреплению их физического и психического здоровья.
Продолжительность занятия по физической культуре в зале:
10 минут – раннего возраста.
15 минут – младшая группа.
20 минут - средняя группа.
19

25 минут - старшая группа.
30 минут - подготовительная группа.
Вводная часть:
1 минута – раннего возраста.
1,5 минуты – младшая группа.
2 минуты - средняя группа.
3 минуты - старшая группа.
4 минуты - подготовительная группа.
Основная часть:
8 минут – раннего возраста.
12 минут – младшая группа.
16 минут - средняя группа.
20 минут - старшая группа.
23 минут - подготовительная группа.
Заключительная часть:
1 минута – раннего возраста.
1,5 минута – младшая и средняя группы.
2 минуты – средняя группа.
2 минуты - старшая группа.
3 минуты - подготовительная группа.
Физкультурное занятие так же проводится на улице в форме оздоровительно-игрового занятия,
которое направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление в
условиях пребывания на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, организуемое в
игровой форме. Такие занятия проводятся воспитателем, под контролем инструктора по
физической культуре в соответствии с учебным планом. При составлении конспектов
оздоровительно-игрового занятия
инструктором по физической культуре учитывается
сезонность: повышение двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в
осенне-зимний период.
Занятие по физической культуре может быть организовано разнообразно:
- по традиционной схеме;
- состоящие из набора подвижных игр и игровых заданий большой, средней и малой
интенсивности;
- тренировки в основных видах движений;
- ритмическая гимнастика;
-соревнования;
- зачеты, во время которых дети выполняют диагностические задания;
- сюжетно – игровые;
- по интересам, на выбор детей (мячи, обручи, кольцеброс, полоса препятствий, скакалки).
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе
самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и
подвижных играх во время прогулок. Развитию самостоятельности в старшем дошкольном
возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников.
Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные
игры, способы деятельности и знания, освоенные дошкольниками на занятиях физической
культурой.

20

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Организация развивающей предметно-пространственной
среды – важный
аспект,
характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого
развития ребенка необходимо единство предметно-развивающей среды и содержательного
общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов
деятельности создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и
условий ее реализации.
Развивающая среда ДОО соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметнопространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства ДОО, группы, а также территории, прилегающей к
ДОО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и
совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства ДОО, группы, и обеспечивает:
- физкультурно-оздоровительную работу с детьми;
- спортивно-игровое оборудование (мягкие модули);
- спортивная площадка (гимнастическая стенка, спортивное поле, баскетбольные кольца, и т.д.);
3.3. Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия реализации программы обеспечивают полноценное развитие
личности детей во всех образовательных областях и:
- гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивают эмоциональное благополучие детей;
- способствуют профессиональному развитию педагогических работников;
- создают условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивают открытость дошкольного образования.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8. Мат
9. Мешочки для метания
10. Мячи массажные
11. Мячи баскетбольные
12. Мячи малые пластмассовые
13. Мячи малые резиновые
14. Мячи средние резиновые
15. Обручи
16. Палки гимнастические
17. Скакалки
18. Скамейки
19. Стенка гимнастическая
20. Фитболы
21. Флажки

Доска гимнастическая
Дуги металлические
Канаты
Кегли
Коврики
Кубики
Массажная дорожка

21

3.4. Режим двигательной активности
Формы
работы

Виды
занятий

Физкульт
урные
занятия
Физкульт
урно оздоровит
ельная
работа в
режиме
дня

В
помещении

Активный
отдых

утренняя
гимнастика
подвижные
и
спортивные
игры и
упражнения
на прогулке
физкультми
нутки в
середине
статическог
о занятия
физкультур
ный досуг
День
здоровья

Количество и длительность занятий в зависимости от
возраста детей
раннего
Младшая
Средняя
Старшая Подготови
возраста
тельная
2 раза в
2 раза в
2 раза в
2 раза в
2 раза в
неделю
неделю
неделю
неделю
неделю
10 мин
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно
1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

1 раз в
неделю

-

ежедневно
в
зависимост
и от вида и
содержани
я занятий
1 раз в
месяц 2025 мин
1 раз в
квартал

ежедневно
в
зависимост
и от вида и
содержани
я занятий
1 раз в
месяц 2025 мин
1 раз в
квартал

ежедневно
в
зависимост
и от вида и
содержани
я занятий
1-2 раза в
месяц 3040 мин
1 раз в
квартал

ежедневно
в
зависимост
и от вида и
содержания
занятий
1-2 раза в
месяц 40-45
мин
1 раз в
квартал

1 раз в
месяц 15
мин
1 раз в
квартал

Перечень программно-методического обеспечения образовательной области «Физическое
развитие»:
С.Ю. Федорова

«Физическая культура в детском саду» Для занятий с детьми 2-3 года

Л.И. Пензулаева

«Физическая культура в детском саду» Для занятий с детьми 3-4 года

Л.И. Пензулаева

«Физическая культура в детском саду» Для занятий с детьми 4-5 года

Л.И. Пензулаева

«Физическая культура в детском саду» Для занятий с детьми 5-6 года

Л.И. Пензулаева

«Физическая культура в детском саду» Для занятий с детьми 6-7 года

Пензулаева Л.И.

«Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.
оздоровительной гимнастики»
«Сборник подвижных игр». Для работы с детьми 2-7 лет

Э.Я. Степаненкова

22

Комплексы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».